РАДИНЕЦ
 

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Радинец общественное объединение педагогов

 Навыки, полученные на занятиях по музыкальному движению, дети реализовывали в театральной деятельности в рамках организованного педагогом-психологом, канд.псих.н. – Татьяной Сергеевной Князевой – «Театра танца-импровизации». «Музыкальное движение» как средство воспитания и развития личности имеет вековую историю и является одним из уникальных направлений в нашей психолого-педагогической деятельности с момента основания школы «Геликон» и центра «Радинец». С его уникальностью, универсальностью и особенностями можно познакомиться в печатных трудах Т.С.Князевой и, в частности, в нашей совместной статье, опубликованной в материалах «Международной научно-практической конференции «Развитие креативности в условиях адаптивной образовательной среды» (26 марта 2014 г.), приведенной ниже. В арсенале нашего «Театра» такие спектакли, как «Победа!», «Учителя и ученики!», «Встреча Зимы», «Рождество», «Игры на берегу», «Танцуем цирк!», «Страшная сказка», «Репка», «Мой первый бал» и другие. Все постановки были участниками смотров-конкурсов и фестивалей различного уровня – от районных до международных, отмечены дипломами и грамотами. Уже вне деятельности центра «Радинец», его бывшие педагоги и воспитанники приняли участие в«Международном фестивале пластического танца, посвященном 140-летию со дня рождения Айседоры Дункан», состоявшемся в РУДН при поддержке Минобрнауки РФ 15 мая 2017 г., в г Москве. Наши педагоги Т.С. Князева и Н.П.Сергиевская показали спектакль из нашего прошлого (первый показ в школе «Геликон» в 2005 г.) – «Миф об Осирисе и Исиде». Поздравляем наших коллег и воспитанников с успешным выступлением и желаем им дальнейших творческих успехов!»  Л.Л.Никулина.

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Международная научно-практическая конференция

«Развитие креативности в условиях адаптивной образовательной среды»

26 марта 2014 г.

Докладчик Никулина Л.Л., директор ГБОУ ЦПМСС «Радинец»

«Эстетический компонент в коррекционно-развивающей работе в ГБОУ ЦПМСС «Радинец»

 

  1. Государственная политика в области образования основана на таких принципах, которые ориентируют его систему на создание культурно-образовательной среды. В ФЗ «Об образовании в РФ» подчеркивается необходимость обеспечения единства культурного и образовательного пространства; сохранения и укрепления этнокультурных особенностей и традиций народов России; в законе обозначен приоритет гуманистического характера образования и общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, ее права  на образование в соответствии с  потребностями; важным является  принцип адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития ребенка, его способностям и интересам.
  2. Данные принципы и подходы в определенном ракурсе реализуются в деятельности нашего психологического центра - путем организации художественно-образовательной среды, в которой эстетический компонент имеет многофункциональное значение.
  3. Художественно-образовательная среда – это совокупность культурно-художественных и психолого-педагогических условий, образующих эстетически организованное коррекционно-развивающее и воспитательное пространство, которое влияет на личностное, творческое, эстетическое развитие, на познание жизни, на формирование мира чувств, творческого и деятельного отношения к жизни. Нравственный потенциал искусства выступает как средство духовного развития, формирования и развития этических принципов, идеалов и норм. Поэтому мы придаем большое значение эстетическому компоненту в программном и учебно-методическом обеспечении коррекционно-развивающей работы.

      Для полноценного развития личности требуются различные среды - и творчески-художественная, и практико-прикладная, а не только  интеллектуально-когнитивная.

  1. Проблема современного общего образования в том, что оно крайне рационализировано, строится на освоении отвлеченных, абстрактных понятий; учебные планы и программы направлены в основном на развитие левого полушария.
  2. Законом об образовании обозначена задача развития и поддержки одаренности, но скорее всего ставка делается на интеллектуальную одаренность, востребованную в научно-технической сфере деятельности. По авторитетному мнению доктора психологических наук А.А.Мелик-Пашаева,  ситуация складывается таким образом потому, что «с деятельностью одаренных людей в научно-технической сфере связывают надежды на получение  прямой экономической выгоды».
  3. Школьными программами, учебными планами игнорируется эмоциональная жизнь и сфера чувств ребенка. Очень ограниченно и специфически используются предметы «искусства» в детском саду, в школе, в центрах творчества.  В  школах искусств главная цель - это достижение профессиональных результатов, достигаемых  порой в ущерб психологическому здоровью ребенка. Развитие его душевной, эстетической, эмоциональной сферы – до сих пор оставалось в тени, не занимало достойного места ни в образовательной  политике,  ни в общественном сознании, а перекладывалось в основном на семью.

      В то же время, многочисленные научные исследования доказывают позитивное влияние искусства на всестороннее, гармоничное развитие личности, причем не только художественное, но и личностное, интеллектуальное. Большой интерес в современных научно-популярных публикациях представляет обсуждение образовательных проектов, которые обобщенно можно обозначить как «партнерство искусства и образования». Введенные в общеобразовательные программы арт-предметы (то есть предметы искусства), способствовали как интеллектуальному развитию, так и благополучию личности ребенка в целом. Приведем данные  только двух проектов, основанных на активном внедрении искусства в образование -  университета Чикаго и исследовательского центра образовательных программ Колумбийского университета  в Нью-Йорке. В ходе исследования было выявлено, что дети экспериментальной группы 1) лучше успевали по всем школьным предметам. Они обгоняли своих сверстников и по математике, и по качеству усвоения навыков чтения. 2)  Умели лучше выражать свои мысли 3)   Их память была прочнее, чем память их сверстников из контрольной группы; они лучше обобщали разнообразную информацию и лучше понимали сущность иерархических отношений 4) Показали более высокую творческую активность: увеличилась продуктивность и оригинальность в решении проблем. 5) Показали более высокую коммуникативную компетентность: лучше взаимодействовали с учителями и товарищами 6) Стали более уверены в себе, у них повысилась самооценка. Результаты этих образовательных исследований о роли искусства в образовании достойны особого внимания.

  1. Опыт использования эстетического компонента в образовательной программе нашего центра имеет предысторию и берет начало в  деятельности  НОУ «Школа Геликон» (1993 – 1998 г.г). Ее учебный план содержал расширенный эстетический цикл, в которой предметы искусства: 1) были равнозначны общеобразовательным предметам, 2) имели систематический характер, 3) не ставили задачей достижение профессиональных результатов в области искусства (дети не отбирались, чаще имели трудности в обучении, развитии и воспитании), тем не менее эти результаты были достаточно высоки. Эстетический компонент  в условиях «полного дня» - позволил создать, как говорил Я. Корчак, идейную, то есть творческую образовательную среду, благодаря чему школа превратилась в центр культуры, а школьная внутренняя жизнь сформировалась как «образ жизни». В богатой мероприятиями досуговой деятельности дети успешно реализовывали свои творческие навыки, каждый ребенок становился успешным в какой-либо творческой сфере, в связи с чем у него  повышалась самооценка; дети  становились успешнее и  в академическом обучении. 
  2. Наблюдения над результатами работы, влиянием эстетического компонента учебного плана на личностное, творческое, интеллектуальное развитие детей затем были использованы при разработке образовательной программы ГБОУ ЦПМСС «Радинец». В нашей работе рассматриваем искусство как богатейший ресурс историко-психологического опыта, и мы в своей практике используем его как средство коррекции, развития, воспитания личности ребенка  и как основу адаптивной художественно-образовательной среды.
  3. Прежде всего средства искусства используются в арттерапии; этот метод хорошо всем известен,  широко используется в практической  психологии и, безусловно, является одним из  наиболее эффективных в работе с детьми. В нашем центре, в частности, психологи активно используют  такие направления этого метода, как: музыкотерапия, библиотерапия, куклотерапия, пескотерапия, сказкотерапия, танцедвигательная терапия.  

В учебно-методическом арсенале специалистов имеется ряд разработанных ими в тесном сотрудничестве и на основе междисциплинарного взаимодействия  интегративных программ с эстетическим компонентом, комплексно решающих задачи помощи детям. Только коррекционной работой с ребенком мы не ограничиваемся, а создаем условия одновременного  развивающего и воспитательного процесса.

  1. Другой существенный потенциал художественно-образовательной среды – это гармоничное развитие, воспитание и самореализация ребенка в досуговой деятельности. Личностные достижения и творческие навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях, в том числе с эстетическим компонентом, дети реализуют в различных творческих мероприятиях – в проектной деятельности, объединяющей детей разного возраста, с разными возможностями, интересами и склонностями; на тематических праздниках, в музыкально-литературных гостиных; на выставках и конкурсах детского творчества, в «Театре танца-импровизации», организованном педагогом-психологом Князевой Т.С.   

Один из основных принципов организации досуга  – участие детей и взрослых в     совместном творчестве. Благодаря разнообразной и систематической досуговой работе, которой мы придаем огромное значение, наше учреждение, можно назвать центром семейной культуры, в котором дети и их родители имеют самые различные возможности выявления, развития и поддержки способностей и одаренности,  самореализации, взаимодействия и взаимопомощи, культурного просвещения и постижения искусства,  укрепления семейных традиций. Художественно-образовательная среда, таким образом, становится средством единения педагогов-родителей-детей в решении детских проблем, в том числе детско-родительских отношений. «Искусство – есть одно из средств единения людей» - писал Л.Н.Толстой, и мы следуем его мудрости.

  1. При реализации программ с эстетическим компонентом в психологическом центре, когда коррекционная работа ведется средствами дополнительного образования, могут возникать определенные проблемы: например, кадровая: есть не много  специалистов, имеющих профессиональное образование и психологическое, и в сфере искусства: педагог-психолог, как правило,  далек от искусства, а  педагог дополнительного образования далек от психологии или коррекционной педагогики.  Эту проблему мы решаем двумя способами: 1. Педагоги дополнительного образования у нас обязательно проходят через систему повышения квалификации  или переподготовки, или получают второе высшее образование по специальности «психология» или в сфере коррекционной педагогики.

Психологи, имеющие профессиональное образование в сфере искусства или хотя бы хорошо владеющие творческими навыками, встречаются редко; приблизить психологов к искусству гораздо сложнее, но если есть такие кадры, а у нас такие есть, они творят чудеса!  2. Другой выход из ситуации – это интеграция усилий специалистов  через междисциплинарное взаимодействие: психологи и пдо – работают в тесном сотрудничестве, создавая  интегративные программы, творческие и рабочие группы для решения определенных коррекционных задач.  Таким образом создается та адаптивная художественно-образовательная  среда, в которой ребенку комфортно и полезно. 

  1. Существует еще одна проблема, а вернее актуальная задача, – это оценка эффективности  влияния художественно-образовательной среды, ее эстетического компонента.

В нашем центре педагогами Тофоровой Н.А. и Ванцян И.Е. разработана и внедряется в практику КТ- программа под названием «Комплексная система мониторинга эффективности работы педагога и достижений ребенка» в процессе коррекционно-развивающей работы. Критерии оценки качества работы определяются прежде всего изменениями в личностной сфере ребенка (мотивации, самооценки, рефлексии, саморегуляции, целеполагания), в его мировосприятии, в коммуникативной сфере и т.д., а также и уровнем овладения специальными творческими навыками. И хотя мы не ставим целью профессиональные достижения в области искусства и творчества, дети порой достигают отличных результатов, становятся призерами, дипломантами, победителями конкурсов, а главное, находят себе дело по душе, которое может стать началом профессионального самоопределения (и такое мы в своей практике наблюдаем).  

  В заключение, в качестве иллюстрации к итогам работы специалистов по программам с эстетическим компонентом,  предлагаем Вашему вниманию спектакль – музыкально-пластическую постановку на музыку П.И. Чайковского «Встреча Зимы». Вы увидите запись выступления  «Театра танца- импровизации» в рамках Московского «Сретенского фестиваля» детской театральной деятельности в Московском камерном театре русской драмы. Сюжет и мизансцены – это плод самостоятельной творческой коллективной работы детей. В спектакле участвуют родители и педагоги! Костюмы и реквизит – тоже совместное с родителями творчество под руководством педагогов. Руководитель театра – педагог-психолог, кандидат психол. наук  Т.С. Князева.   

          

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Международная научно-практическая конференция

"Развитие креативности в условиях адаптивной образовательной среды"

28 марта 2014 г.

"Радинец"

Центр психолого-медико-социального сопровождения

государственное бюджетное образовательное учреждение

          Мастер-класс: "Музыкальное движение - универсальный метод развития и воспитания личности"

          Ведущий: Князева Т.С., педагог-психолог.

          Соведущий: Никулина Л.Л., директор

          Участник: Михайлова С.А., педагог дополнительного образования

 

«Музыкальное движение» в коррекционно-развивающей работе ГБОУ ЦПМСС «Радинец»

            Докладчик: Никулина Л.Л., директор

      

 «Музыкальное движение» - универсальный метод  коррекции, развития  и воспитания, основанный педагогами Государственной студии музыкального движения «Гептахор» (1914 г.), обогащенный разработками   последователей и пополняемый в настоящее время педагогами музыкального движения, в том числе работающими в  центре «Радинец». В нашей психолого-педагогической практике метод музыкального движения используется активно и эффективно, так как   позволяет  комплексно решать  одновременно несколько задач коррекционно-развивающего характера: 

 Прежде всего – это развитие крупной моторики и тонкого мышечного чувства, оздоровление организма в целом. Метод основан на специальной гимнастике, представляющей систему  упражнений в  единстве  музыки и движения; метод позволяет развивать  и координировать  одновременно  различные модальности, такие  как:  слух, зрение, осязание (кинестетику), а также  мышление.

 В процессе занятий дети получают музыкальное воспитание и  развитие способностей, поддержку музыкальной одаренности;  развитие музыкального и, что очень важно, эмоционального слуха -  и, следовательно, эмоциональной сферы в целом. 

 Средствами невербального общения формируются коммуникативные навыки, корригируются межличностные отношения и процессы саморегуляции; а  совместная работа в группе помогает решить задачу успешной социализации.

 Важнейшей задачей метода является развитие креативности – посредством творческого самовыражения в процессе танцевальной импровизации.

 Занятия по музыкальному движению способствуют развитию и формированию высших психических функций, таких как внимание и память, развитию  когнитивных способностей, мышления и мироощущения, расширению кругозора, приобретению  знаний о мире музыки, художественного творчества и искусства, в том числе театрального и танцевального.

 Занятия проводятся в групповой форме и предназначены для детей от 3-х лет, в том числе для малышей предусмотрены занятия «вместе с мамой». Состав групп может быть как одновозрастным, так и разновозрастным, смешанным; в одной группе объединены дети с различными проблемами, в том числе с ОВЗ.  Группы объединяются в общих досуговых мероприятиях  и прежде всего - в деятельности «Психологического театра танца и импровизации», созданного в нашем центре педагогом-психологом, кандидатом психологических наук,  Князевой Татьяной Сергеевной на основе метода музыкального движения.

 Направление на занятия дают специалисты ПМПк и психологи – по итогам диагностического обследования. Часто в нашей практике к занятиям привлекаются сестры  и братья, что является непременным условием  укрепления  внутрисемейных отношений и семейных традиций.

 Состав группы – смешанный, в нее входят дети примерно одного возраста, но с различными показаниями; можно сказать, что программа по муз.движению реализует  инклюзивное музыкальное воспитание:  среди детей есть и  одаренные, и дети-инвалиды, с ОВЗ, с соц. и пед. запущенностью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы  и  другими проблемами. В группах дошкольников, как правило, – дети, не посещающие детские сады, для которых крайне актуально не только музыкально-пластическое и физическое  развитие и воспитание, но и социализация, что особенно важно для старших дошкольников.

 «Театр танца-импровизации» – особое место в деятельности нашего центра (театральный коллектив – участник многих досуговых мероприятий, конкурсов и фестивалей различного уровня – от районного фестиваля «Театральный калейдоскоп» до международных проектов, неоднократный лауреат смотра-конкурса «Надежда», активный участник благотворительных показов  и проектов – в частности, в школе 309, в центре «Участие», в школе-интернате для мальчиков-сирот им. Преп. Сергия.  «Победа! 65 лет» - в военной академии, с привлечением детей из интерната, других школ.  Руководитель коллектива - Князева Т.С., педагог-психолог, кандидат психологических наук. В репертуаре театра - 7 крупных постановок: «Танцуем цирк», «Наша сказка», «Встреча Зимы», «Учителя и ученики», «Вифлеемская звезда», «Победа!», «Игры на берегу».

 Значимым фактором театральной деятельности (а также досуговой) является участие родителей и педагогов – в совместном творчестве с детьми;  интеграция детей и взрослых  происходит   как в совместном участии в спектаклях (в качестве артистов), так и в  процессе подготовки к музыкально-пластическим постановкам – при изготовлении  костюмов, декораций и другого реквизита, при организации  мероприятий.

 В центре работают четыре педагога по музыкальному движению (Князева Т.С., канд.псих.н., педагог-психолог, руководитель «Театра танца-импровизации»;пдо - Сергиевская Н.П., Безугленко Д.С., Михайлова С.А.).

 Первыми выступят воспитанники Михайловой С.А., дошкольники, недавно приступившие к занятиям. Опыт работы С.А. большой, но в нашем центре работает недавно. И сегодня она  после показательного занятия  расскажет о своем опыте работы и своем понимании метода музыкального движения.

 Затем Т.С. Князева скажет несколько слов о глубинной сущности метода музыкального движения и представит работу с детьми младшего школьного возраста, которые занимаются муз. движением  от 2 до 4 лет.

 

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------