"РАДИНЕЦ"

общественное

объединение педагогов

Основные принципы педагогики Марии Монтессори

Составитель – Любичева И.А., педагог-психолог.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла систе​мой саморазвития ребенка в специально подготовленной культурной развивающей среде. В ее основании лежит антропологический взгляд на развитие ребенка. Монтессори выделяет особые сензитивные пери​оды его жизни, которые не повторяются во взрослом возрасте и ориен​тируют педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. Учи​тель подготавливает развивающую ребенка среду таким образом, что​бы он мог впитывать ее сознательно и неосознанно, свободно прояв​лять себя в разнообразной деятельности. Эти спонтанные проявления становятся главным материалом для изучения ребенка учителем. Соз​дав культурную развивающую среду и перейдя на роль лишь помощ​ника и наблюдателя, педагог отдает всю активность ребенку, и это становится наивысшим условием их свободной работы.

1. Принцип возрастной периодизации

Во многих работах, описывая период жизни ребенка с 2 до 9 лет, М.Монтессори выдвигала идею о том, что человек рождается на свет с уже организованной структурой впитывающего сознания, которое формируется опосредованно с помощью особых движущих сил жиз​ни и под влиянием окружающей ребенка среды.

В период от 0 до 3 лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Через средовое окружение его разум на уровне бессознательного без устали вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впе​чатления, язык, движения человека, культуру, религию, отношение к нему людей (прежде всего родителей, братьев, сестер). Ребенок де​лает максимальное усилие в своем становлении как уникальною, не​повторимого создания природы.

В период от 3 до 6 лет ребенка можно назвать активным строи​телем самого себя. Малыш хотел бы трогать предметы, которые он видит, и слышать, как называют их взрослые. Он хотел бы много и разнообразно двигаться, работать руками. Он неустанно разговаривает с другими людьми, пополняя свои словарный запас (дети 4—6 лет спо​собны воспринять до 250 новых слов материнского языка). Малыш хотел бы сам выбирать веши и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого.

От 6 до 9 лет ребенок становится на позицию исследователя окружающего мира. Происходит ориентация на мир посредством собственной деятельности, создание с помощью воображения его це​лостной картины. Это период активного становления социальных от​ношений между детьми, детьми и взрослыми, близкими и далекими. Ребенка интересуют явления окружающего мира. Он готов к реше​нию проблемных задач, способен интегрировать, сопоставлять и диф​ференцировать .

2. Принцип сензитивных периодов развития

К антропологическим идеям Монтессори можно отнести ее пред​ставления о природном свойстве человеческой психики восприни​мать окружающий мир с особой интенсивностью лишь в определен​ные периоды детства. Она пишет, что можно добиться результатов в развитии ребенка и не обращая внимания на сензитивные периоды его роста, но это потребует от взрослого очень большого усилия воли, труда и напряжения. В то время как в момент сензитивной фазы инициируется спонтанный учебный процесс, то есть сама среда дела​ет возможным действие созидательных потенций ребенка и приоб​ретение им жизненного опыта. Происходит как бы игра в обмен: биологическая зрелость приходит с одной стороны через среду, а с другой ~ через непрерывное поступательное движение сознания.

Сензитивная фаза развития языка (0-6 лет).

2,5—3 года — наивысшая точка (ребенок говорит фразами).

3—4 года (ребенок осваивает буквы как символы звуков).

4—4,5 года (время спонтанного письма).

5 лет (ребенок читает без принуждения).

Сензитивная фаза порядка. (0-3 лет).

2—2,5 года — наивысшая точка (ребенок требует внешнего по​рядка в окружающей среде, ставит на место предметы, почти ритуа​льно выполняет различные действия). В этот период жизнь ребенка подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает своё окружение, сначала ориентируясь по элементам окруже​ния, а в дальнейшем она завоевывает его по мере надобности. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.

Сензитивная фаза утончения чувств (0—6 лет).

Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку уже в момент появления на свет (и даже в утробе матери). Но, предоставив ему с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. «Чувственное вос​приятие составляет главную и едва ли не единственную основу умст​венной жизни», — говорит М.Монтессори.

Сензитивная фаза развития движений, моторики (0—6 лет).

Центральным пунктом этой фазы является момент первого шага, то есть начало прямохождения человека, а также момент в 2,5—3 года, когда ребенок испытывает потребность интенсивного развития мел​кой моторики пальцев и мускулов руки. Ближе к шести годам на​блюдается стремление ребенка к совершенствованию мускульной си​стемы, овладению своим телом. Ребенок особенно много бегает, пры​гает, лазает, тренируя свою крупную моторику, напрягая мышцы.

Сензитивная фаза увлечения мелкими предметами. (От 1,5 до 2,5 лет — по наблюдениям М.Монтессори. От 2 до 6 лет — по нашим наблюдениям.)

Следуя своим наблюдениям, Монтессори использовала в созда​нии дидактических материалов для детей этого возраста различные баночки и коробочки с мелкими предметами — бусинами, фишками, стерженьками и пр.

Сензитивная фаза изучения социального поведения (2,5-12 лет).

Ребенка интересуют формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, этикет, ярко проявляет свой характер в общении с другими людьми. Его поведение корректируется средой общения, атмосферой и укладом жизни школы, внешним ритмом, который становится внутренней по​требностью. Происходит интенсивное впитывание культуры и религии.

3. Принцип свободной работы ребенка в специально подготовленной культурной развивающей среде

Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли М.Монтессори открыть «феномен поляризации внимания», из кото​рого она делает вывод о свободном саморазвитии ребенка и способах организации его работы в специально устроенной среде. Создав разви​вающую среду и перейдя в роль наблюдателя или в крайнем случае помощника, учитель как бы передает всю активность ребенку и окру​жающим явлениям. И это есть важнейшее условие свободы. Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем. а самостоятельность — основа человеческого достоинства. Монтессори понимает свободу ребенка не как вседозволенность, отсутствие гра​ниц, а как свободу целенаправленной деятельности и познания. Чело​век не может быть полностью свободным, если он мешает жить дру​гим людям. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия направлены к определенной цели и сопровождаются внут​ренней концентрацией. Направленным действиям надо учиться. Л. Вы​готский считал, что обучение идет впереди развития. А Монтессори требовала профессионально строгих презентаций окружающих предметов. Фундаментальным для М.Монтессори является требование иметь в классе только один дидактический материал данного типа. Все же вместе они составляют десятки предметов, несущих строго определенную функцию. Это материалы для освоения навыков практической жизни, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи и письма, математических способностей. Есть материалы, которые слу​жат «космическому» воспитанию ребенка.

4. Принцип актуального и ближайшего развития

В 20-х годах нашего столетия Лев Семенович Выготский теорети​чески объяснил процесс формирования спонтанных понятий у чело​века. Он видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстра​гированию. Он писал, что зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя. Вся развивающая среда в детском саду Монтессори, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержит внутри себя прямую цель, работающую на актуальную возможность ребенка к самостоятельно​му действию, и в то же время косвенную, работающую чаще всего на зону его ближайшего развития.

5. Принцип открытия мира в логике от конкретного к абстрактному через работу руки и утончение чувств

М.Монтессори пишет о том, что благодаря контакту с окружени​ем и собственным исследованиям ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого запаса теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Начиная с упражнений в сенсомоторике, ребенок движется к развитию интеллекта. Причем движение это про​исходит в определенной логике, которую задает учитель.