"РАДИНЕЦ"

общественное

объединение педагогов

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                         

Интервью директора Л.Л.Никулиной 

на телеканале ВКТ в программе «Шире округ» в декабре 2011 г.

 

  1. Когда был образован Центр, кто основатель? Что повлияло на создание такого центра?

 Центр был учрежден в августе 2001 г., Московским комитетом образования (ныне Департамент образования г. Москвы) – по инициативе коллектива педагогов-единомышленников и руководителя отдела дошкольного воспитания В.А.Добровской Северо-Восточного управления образования и по решению его начальника -  В.Г.Кобозевой.  Открытие такого центра было продиктовано социальным запросом – на оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детскому населению округа в процессе  воспитания и обучения, помощи педагогам и родителям в решении детских проблем.

 

  1. Какие основные направления деятельности центра?

          Основными направлениями деятельности центра являются

- диагностическая и консультативная работа по определению уровня развития ребенка,  по решению проблем его  воспитания и обучения;

-  проведение коррекционных и развивающих занятий,

- профилактика школьной и социальной дезадаптации,

- просветительская работа по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

- Большое значение мы придаем  досуговой деятельности, благодаря которой существенно повышается эффективность нашей работы: успешнее идет процесс  социализации детей, имеющих проблемы общения и поведения; навыки, полученные на занятиях,  дети реализуют в творческой деятельности, а совместные с родителями мероприятия укрепляют семейные традиции.

- Оказание комплексной помощи нуждающимся детям на основе взаимодейстивия с социумом – детскими учреждениями всех уровней – здравоохранения, культуры, образования, органов соцзащиты, опеки и попечительства, КДН и других.

- Существенным направлением нашей деятельности является реализация договорных отношений с образовательными учреждениями округа в решении самых различных задач, в частности:

- определение индивидуального образовательного маршрута ребенка,

- инклюзивное образование детей-инвалидов,

- психолого-педагогическое сопровождения школьников как имеющих трудности в обучении, так и высокомотивированных, поддержка и развитие их одаренности;

-психологическая подготовка старшеклассников к сдаче ЕГЭ и ГИА

- и другие задачи.

 

  1. Кто оказывает финансовую поддержку вашему центру? Сотрудничаете ли Вы с другими подобными организациями?

          Наш центр является государственным бюджетным учреждением, все услуги у нас предоставляются бесплатно. В нашем округе одиннадцать подобных центров, и мы, безусловно, сотрудничаем по многим направлениям: от оказания адресной, конкретной помощи ребенку с привлечением необходимых ресурсов (кадровых, материально-технических и др.), имеющихся в других центрах и отсутствующих у нас, до совместной организации научно-методических семинаров, конференций и других мероприятий.  

 

  1. Детей какого возраста обслуживает Ваш центр? Из каких семей чаще всего попадают к вам дети? Работаете ли Вы с детьми-инвалидами?

          Центр принимает детей от 3-х до 18-ти лет; для родителей, имеющих детей раннего возраста (а это дети до 3-х лет), организована просветительская и профилактическая работа по формированию и коррекции детско-родительских отношений. Дети , достигшие возраста 14 лет и имеющие паспорт, могут к нам обращаться самостоятельно, дети до 14 лет – только по инициативе и в присутствии  родителей или законных представителей.

В семье любого статуса могут возникнуть детские проблемы. К нам обращаются, как правило, родители  заботливые и любящие своих детей.  Но, к сожалению, значителен процент семей и «группы риска», к которым относятся неполные семьи, семьи в процессе развода, асоциальные семьи. Часто проблемы их детей приходится решать совместно с ООП или  КДН.

          Дети-инвалиды наиболее всех нуждаются в нашей помощи, и мы предлагаем им весь спектр наших услуг. Начиная  порой работать с ними в индивидуальном порядке, со временем включаем в групповую работу, помогаем социализироваться, определиться с будущей профессией,  найти свой путь в образовательном пространстве округа и в  социуме.

 

  1. Какие специалисты работают у вас?

          Основной состав нашего коллектива – педагоги:  учителя-логопеды (коррекция речевых нарушений), учителя-дефектологи (коррекция высших психических функций – памяти, внимания, мышления; школьной неуспешности), педагоги-психологи (коррекция эмоционально-волевой сферы, личностное развитие, гармонизация детско-родительских отношений), педагоги дополнительного образования (коррекция средствами дополнительного образования), социальные педагоги (профилактика и коррекция социальной дезадаптации, взаимодействие с социумом).

- Врач-психиатр (консультирование, член комиссий по комплектованию спецгрупп ДОУ).

- Юрист (консультирование родителей по вопросам защиты прав ребенка и его семьи, взаимодействие с ООП, КДН по решению детских проблем).

 

  1. Какие психологические методики применяются в вашем центре?

  В диагностической работе психологов используются распространенные и хорошо известные в профессиональной среде стандартизированные и проективные, классические и современные методики как зарубежных, так и отечественных разработчиков (Торренс, Можер, Розенцвейг, Амтхаузер, Равен, Люшер, Венгер, Выготский-Сахаров, Коос, Белопольская и многие другие).  Методики подбираются психологом в зависимости от решаемой проблемы ребенка.

 В практической же и развивающей работе с детьми, в соответствии с целями и задачами коррекции и развития, психологи используют в основном основанные на игровых и арт-терапевтических методах программы  различных направлений, в частности такие, как:  психологическая подготовка к школьному обучению (для старших дошкольников); профилактика и коррекция школьной и социальной дезадаптации; психологическая подготовка  к сдаче ЕГЭ (для старшеклассников);  коррекция и гармонизации детско-родительских отношений;  коррекция эмоционально-волевой сферы, в том числе - средствами арт-терапии; коррекция и развитие средствами монтессори-метода (организованная среда, в которой с успехом работают и учителя-дефектологи, и социальные и педагоги дополнительного образования);  профориентация (диагностика, консультирование, тренинговые занятия) – и многие другие. В нашем арсенале около пятидесяти лицензированных программ психолого-педагогической и социально-педагогической направленности.

 

  1. Расскажите об инфраструктуре центра. Какие кабинеты и какие занятия у вас проходят?

          В структуре центра – 6 структурных подразделений:

  1. Отдел диагностики и консультирования (специалисты изучают проблемы ребенка, дают рекомендации родителям и педагогам по их решению, определяют вид коррекционной помощи, рекомендуют те или иные занятия). В специально оборудованных кабинетах, оснащенных необходимыми методическими материалами и оборудованием.
  2. Психолого-педагогический отдел. Его специалисты осуществляют коррекционные и развивающие занятия – в специально оборудованных кабинетах: сенсорная комната, музыкальный зал, кабинет для изо-деятельности и ручного труда.
  3. Дошкольный отдел. Реализует комплексное сопровождение детей дошкольного возраста в специально организованной среде по методу М.Монтессори (психологи совместно с ПДО проводят диагностику и консультирование, проводят коррекционно-развивающие занятия; работают в тесном взаимодействии с родителями). Кабинеты полностью оснащены монтессори-оборудованием, учебно-методическими материалами -  для детей от 0 до 7 лет.
  4. Коррекционный отдел. Логопеды и дефектологи. Специально-оборудованные кабинеты.
  5. Отдел по взаимодействию с ОУ. Реализует договорные отношения с ОУ. Проводят диагностику, консультирование, тренинговые занятия, родительские собрания, участвуют в педсоветах. Оказывают помощь детям, родителям, методическое содействие педагогам. Как правило, работа проводится как на базе ОУ, так и в центре.
  6. Медико-социальный отдел. Осуществляет медицинское консультирование; проводит ПМПк; направляют  на коррекцию (медицинский кабинет); социально-педагогическая проводится работа как в центре, так и вне его – по мере необходимости.

Особенностью административного управления является его матричный принцип, когда на основе  междисциплинарного взаимодействия  создаются «Творческие группы»: для более эффективного решения одной проблемы  привлекаются специалисты разных отделов. В нашей практике это такие проекты, как «Профи» (работа по профориентации), «Мамина школа» (комплексная работа по коррекцииДРО), «Логокоррекция» (основную работу логопеда усиливают и закрепляют ПДО и психологи, при этом реализующие свои специфические задачи по психологической коррекции – Логоритмика, средства песочной и арт-терапии, ручное творчество).

 

  1. Помогает ли ваш центр родителям, и в чем заключается помощь?

 Помощь ребенку и есть помощь родителям. Мы с самого начала поставили перед собой цель превратить наш центр – в центр семейной культуры. Коррекционная работа специалиста  будет гораздо  успешней, если в процесс включен родитель. Поэтому работа с родителями – на первом плане. Во-первых, Некоторые учебные и воспитательные программы предполагают непосредственное участие родителей – в триаде «педагог-ребенок-родитель» (логопеды, дефектологи, психологи, детско-родительские группы; психологический театр танца и импровизации). Во-вторых, в досуговой деятельности «Дети и родители в совместном творчестве» - укрепление семейных традиций. В-третьих, юридическое консультирование и социальная помощь в реализации и защите прав ребенка. В-четвертых, систематически проводится просветительская работа для родителей по повышению их родительской компетентности (круглые столы, открытые занятия, лекции, брошюры и буклеты), Дни открытых дверей.

 19 мая с 10.00 до 18.00 – «День открытых дверей». Открытые занятия, консультации специалистов, выставка творческих детских работ, а также педагогов центра. С 16.00 до 18.00 – брифинг для родителей: специалисты ответят на все ваши вопросы. Приглашаем!

Адрес: Радужная ул., дом 5а, здание детского сада – вход со двора.

 

  1. Сколько длится коррекционная программа? Есть ли группы кратковременного пребывания?

 Сроки реализации коррекционных программ – в зависимости от направления: от 1 года  до 5 лет. Группы кратковременного пребывания  организованы с целью комплексной коррекционной помощи, когда с группой детей занимаются различные специалисты. Это группы для дошкольников – в организованной среде по методу М.Монтессори (16); а также  для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, - группы по психологической подготовке к школе (4).

 

  1. Сколько детей обучается в вашем центре? Насколько положителен результат вашей программы?

   Ежегодно в среднем  мы принимаем около 1100 детей. В том числе на постоянной коррекции, как в групповой, так и индивидуальной формах, находятся около 600-сот детей.

Насколько положителен результат нашей работы? Мы думаем, что результат есть, и  хороший. Об этом говорят не только результаты самоанализа специалистов, но и отзывы родителей (книга добрых пожеланий), и отзывы и благодарственные письма ОУ и других организаций – наших партнеров.

           

  1. Проходят ли в Вашем центре какие-нибудь мероприятия или соревнования, где могут участвовать ваши воспитанники? Есть ли награды?

          Мы проводим много мероприятий для наших воспитанников: это и традиционные общероссийские праздники, это и наши собственные  мероприятия и проекты: «клуб «Верные друзья», «Веселые старты» - где побеждает дружба; это шахматный клуб,  турниры – где есть лидеры, серьезные претенденты на серьезные шахматы; это конкурс-смотр проектной деятельности         детей – в котором каждый проявляет свои таланты, и многие другие творческие конкурсы. И дети всегда получают награды – грамоты, дипломы, подарки. Но мы  участвуем  и в серьезных творческих конкурсах и фестивалях, например, «Многократные лауреаты и дипломанты смотра-конкурса «Надежда» - для воспитанников разнопрофильных учреждений. Окружного фестиваля «Театральный калейдоскоп», Российского «Рождественского фестиваля», многих других творческих конкурсов, фестивалей, выставок.

Успехи детей напрямую зависят от творческого потенциала их педагогов, которые сами многократно становились победителями, лауреатами и дипломантами творческих профессиональных конкурсов (сердце отданное, психолог года; мастерство педагога, лучший учитель).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Доклад-презентация на окружной конференции "Профориентационные технологии в практике работы образовательных учреждений СВОУО". 27.10.11 г.

 

Профориентационная работа в структуре ГОУ ЦПМСС «Радинец»

Авторы:

 директор ГОУ ЦПМСС «Радинец» Никулина Л.Л.,

 педагог-психолог ГОУ ЦПМСС «Радинец» Горшкова Н.М.

               

  Одно из направлений развития системы управления учебно-воспитательным процессом в нашем центре является создание творческих рабочих групп на основе междисциплинарного взаимодействия - с целью решения определенной, специфической задачи силами специалистов различных направлений.

  В настоящее время в центре сформировано 5 творческих групп. Это группы: «Речь» - по логокоррекции; «Мамина школа» - по сопровождению семей, имеющих детей раннего возраста; «Мой дом» - по сопровождению детей-сирот школы-интерната преп. Сергия Радонежского; «Эрудит» - по поддержке одаренности. В том числе творческая группа «ПРОФИ», комплексно решающая задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью школьников, а также с проблемами профессионального выгорания педагогов. 

  Одна из задач программы - профориентация детей, испытывающих особые трудности в выборе профессии (дети  с ОВЗ, дети-инвалиды и другие), условно говоря, их «предпрофильная подготовка», включающая  психологическое сопровождение, формирование и развитие УУД и начальных профессиональных навыков в сфере прикладного творчества и искусства. Например, некоторые воспитанники нашего центра являются   многократными лауреатами  конкурса «Надежда» и других творческих проектов разного уровня, что может стать решающим фактором в выборе будущей профессии.

  В программу «Профи» входит и работа с педагогами, учителями по профессиональному выгоранию в форме консультирования и  тренинговых занятий.

  Путь в профессию выпускника неразрывно связан с успешной сдачей итоговых экзаменов, поэтому  группа «Профи» реализует программу психологической подготовки к итоговой аттестации «Формула успеха», включающей тренинговые занятия, диагностическую и консультационную работу как со старшеклассниками, так и с их родителями и педагогами.

 Важнейшей задачей  программы «Профи» является комплексное профориентационное сопровождение старшеклассников, включающее диагностику, консультирование и тренинговые занятия «Мой путь в профессию» и «Я выбираю профессию» - способствующие выбору будущей профессии, которая, с одной стороны, отвечала бы интересам, потребностям и уровню подготовки выпускника, а с другой – была бы востребована на рынке труда.

  Разработке и внедрению тренингов «Мой путь в профессию» и «Я выбираю профессию» предшествовала работа по изучению проблемы выбора профессии старшеклассниками. Такой выбор, как правило, не делается одномоментно, он растянут во времени, на него постоянно влияют многочисленные меняющиеся факторы, такие как: жизненные ценности, желания, притязания, социальный статус  ученика, его успешность в обучении и роль в коллективе сверстников и другие факторы.

  Уже в средней школе, перед учениками 7- 8-х классов, встает проблема выбора обучения либо в профильном, либо в базовом классе.

  В 9 классах учащимся необходимо определиться с выбором: либо поступать в 10 – 11 классы, либо идти в колледж.

  В старших классах -  перед учащимися остро встает вопрос выбора высшего профессионального заведения, а также  основным вопросом для них становится успешная сдача ЕГЭ как возможность продолжения обучения уже в ВУЗе.

 В рамках сопровождения учащихся средней и старшей ступени в течение трех лет работы по программе «Профи», нами был проведен мониторинг, направленный на изучение степени определенности и сформированности у подростков жизненных позиций и уверенности в будущем, а также на изучение важных для них сфер жизни. В мониторинге приняли участие около 500 учеников. Результаты проведенного мониторинга говорят о следующем:

- для учащихся 7 классов наиболее важными являются: взаимоотношения со сверстниками (51% учащихся), возможность самореализации себя как ученика (15%), семейные взаимоотношения (10%), в то время как профессиональное самоопределение  не является значимым для большинства учащихся 7 классов (4%).

  Вопрос самоопределения семиклассников волнует прежде всего их родителей, т.к. одним из самых распространенных запросов с их стороны является запрос на определение профиля будущего обучения;

- для учащихся 8 классов наиболее важными являются: взаимоотношения со сверстниками (56% учащихся), семейные отношения (11%), а также возможность самореализации во внеучебной деятельности (32%). Вопрос самоопределения в будущем становится для них более актуальным, чем для семиклассников, причем его значимость выше для учащихся базовых классов (10%), чем для учащихся профильных классов (7%);

- для учащихся 9 классов более значимыми становятся вопросы выбора дальнейшего «профессионального пути» (30%) и самореализации себя как ученика (17%), что может быть связано со стремлением учеников быть успешным в учебе, чтобы быть уверенным в возможности обучения в 10 – 11 классах; также важными остаются межличностные взаимоотношения подростков (47%).

  Возрастает и запрос родителей девятиклассников на определение  выбора «профессионального пути» их детьми;

- для учащихся 10 классов значимыми являются: профессиональное  самоопределения (выбор ВУЗа) (31%); взаимоотношения со сверстниками (45%), а также возможность самореализации во внеучебной деятельности (10%);

- для учащихся 11 классов вопрос самоопределения становится в целом менее значимым (20%), в то время как вопрос самореализации себя как ученика/абитуриента становится весьма актуальным (38%), причем  как в профильных, так и в базовых классах.

  Интересно отметить, что повышенная тревожность у учеников профильных классов связана с проблемами самореализации, а у учеников базовых классов  чаще возникает в связи с проблемами самоопределения. Можно предположить, что это связано с большей определенностью в выборе одного ВУЗа у учеников профильных классов и стремлением поступить именно в него, в то время как ученики базовых классов чаще выбирают 2-3 ВУЗа, при этом окончательный выбор делают по результатам экзаменов.

  Таким образом, мы видим, что определенность и неопределенность в отношении своего будущего является весьма значимым аспектом повседневной жизни подростков, связанным с их внутренним состоянием, которое, в зависимости от степени определенности, может характеризоваться уверенностью или неуверенностью в своих силах, повышенной  тревожностью, сниженной или завышенной самооценкой и другими характеристиками.

  Исходя из анализа проведенного мониторинга, мы пришли к выводу о необходимости проведения профориентационных тренингов «Мой путь в профессию» в 9 классе и «Я выбираю профессию» в 10 классе, а в 11 классе  мы посчитали наиболее целесообразным проведение тренинга психологической подготовки к сдаче  ЕГЭ.

  Для формирования программы тренинга необходимо было выяснить, какие знания и критерии позволяют подростку совершить осознанный выбор профессии. С этой целью был проведен опрос 107 старшеклассников, из анализа которого следует, что: 

  Во-первых, при выборе профессии  опрошенные учащиеся руководствуются следующими критериями: 37% - размер заработной платы; 21% - карьерный рост; 19% - самореализация; 11% - престижность профессии; 8% - мнение окружающих и 4% - отношения в будущем коллективе;

 Во-вторых, учащиеся оценивают собственный уровень информированности при выборе профессии следующим образом: 45% - как недостаточный (средний); 37% - высокий; 18% - низкий.

 В-третьих, собственную определенность в профессии учащиеся оценивают, как: 32% - не определились с выбором профессии, 26% - определились с выбором и 42% - говорят об альтернативном выборе из 2-3 профессий.

 Таким образом, проанализировав полученные результаты  и учитывая накопленный в литературе опыт в области профориентации, мы сделали следующие выводы:

во-первых, для принятия осознанного решения подросток должен располагать полной и точной информацией о предмете своего выбора;

во-вторых, подросток должен осознавать свои собственные желания, притязания;

в-третьих, он должен совершать выбор с учетом своих возможностей, личностных качеств, своего темперамента, характера.

 Исходя из сделанных выводов, были определены следующие цели, задачи и ожидаемые результаты тренинговых занятий:

  Основная цель  тренинга – содействие осознанному выбору будущей профессии.

  Основные задачи - это, во-первых, знакомство школьников с огромным миром профессией и специальностей, с профессиональными учебными заведениями, с современной ситуацией на рынке труда; во-вторых,  необходимая помощь подростку в самопознании, в выявлении его сильных сторон, на которые он может опираться при выборе профессии, а также и слабых сторон, которые он также должен учитывать. В-третьих, оказание  помощи в планировании личного профориентационного маршрута,  включающем рассмотрение различных препятствий, которые могут возникнуть или уже возникли на пути к овладению профессией, а также поиск способов их преодоления. В-четвертых, важной является  эмоциональная поддержка старшеклассников в их осознанном выборе профессии, формирование у них уверенности в своих силах и возможностях.

  Каждая из перечисленных задач так или иначе затрагивает смысловую и ценностные сферы личности школьников, помогает ребятам лучше узнать себя, развивает чувство уверенности в себе, формирует целеполагание.

  Ожидаемые результаты – повышение осознанности профессионального выбора, расширение кругозора в мире профессий, укрепление психологической устойчивости в новой жизненной ситуации, планирование индивидуального пути в мир профессий.

  Наши тренинговые занятия содержат различные формы и методы работы, составлены с учетом потребностей каждого класса и, различаясь по содержанию, имеют общую структуру.

Формы и методы:

  1. Дискуссии, беседы, интерактивные   лекции, «мозговой штурм» и др.
  2. Ролевые игры.
  3. Работа в группе, в мини-группах,индивидуально.
  4. Диагностика с последующим обсуждением результатов.
  5. Самоанализ и рефлексия.

 Продолжительность тренинга - 5 академических часов.  Структура занятия включает в себя несколько этапов работы.

 На первом этапе - старшеклассникам предлагаются темы занятий с погружением в них: «Осознанность выбора пути в профессию» (для 9 классов) и «Осознанность выбора профессии» (для 10 классов). Участникам тренинга  раздаются индивидуальные рабочие тетради, которые были специально разработаны. В них содержатся задания  основных этапов тренинга и отражаются личные  результаты работы, которые помогают ученику определиться со своим индивидуальным профориентационным маршрутом.

 В частности, для погружения в тематику встречи участники письменно завершают в тетрадях незаконченные предложения, касающиеся их размышлений на тему выбора профессии. После актуализации размышлений и планов участников относительно будущего профессионального пути с ними проводится несколько разминочных упражнений, прописанных с учетом тематики занятия и направленных на эмоциональный разогрев участников и создание творческой атмосферы тренинга. На данном этапе основный акцент делается на работе с личностными качествами ученика. Девятиклассникам предлагается пройти ряд диагностических экспресс-методик с дальнейшим обсуждением результатов. Ученики  работают с категориями «могу», «хочу» и «надо», раскрывая их, наполняя своим собственным смыслом и содержанием, а также исследуют их соотношения и возможные взаимосвязи, выполняя упражнение, разработанное нами,  «Круг возможностей».

  Десятиклассникам на данном этапе предлагается работа в мини-группах по анализу соответствия личностных качеств выбранной профессии. Методом «мозгового штурма» они находят факторы, влияющие на выбор профессии.

  Для выявления собственных личностных качеств участникам предлагается пройти психогеометрический тест С. Деллингера. И проводятся тренинговые  упражнения, разработанные нами: «Какой Я - какой ТЫ» и «Профессия и Я». Эти упражнения направлены на обсуждение представлений о личностных качествах  друг друга и анализ  соответствия выбранной профессии   личностным качествам. 

  Надо подчеркнуть, что преимущество использования данных тестов  в структуре тренинга заключается в том, что они не требуют сложной обработки и позволяют дать быструю обратную связь участникам.

 На втором этапе идет работа с информационным блоком.

 Информационный блок для 9 классов включает в себя рассмотрение возможностей и недостатков предстоящего выбора: это обучение либо в 10 – 11 классе, либо в колледже или начало трудовой деятельности. Участникам тренинга предлагается проанализировать причины, условия, дальнейшие перспективы возможных вариантов, подумать о плюсах и минусах каждого из них, нарисовать в тетради  один из наиболее понравившихся им путей.

  Информационный блок для учащихся 10-го класса дополняет и актуализирует информацию, необходимую для поступления в ВУЗ. Участникам тренинга предлагается дискуссия, в ходе которой предполагается структурирование полученной информации, выделение этапов эффективного выбора ВУЗа, определение собственного местонахождения на профессиональном пути и осознание дальнейших шагов в профессиональном становлении.

 Результаты работы на всех этапах отражаются в личных тетрадях и становятся подспорьем в профессиональном самоопределении старшеклассников.

 Третий, заключительный, этап тренингового занятия одинаков для 9 и 10 классов. Он включает в себя выполнение коллажа соответственно на темы «Мой путь в профессию» и «Я выбираю профессию». Участникам предлагается  с помощью бумаги, вырезок из журналов, цветных карандашей и фломастеров творчески отразить представления о себе как о представителе той профессии, к выбору которой они склоняются, выразить свои представления о выбранной профессии. Подобная творческая работа позволяет, с одной стороны, эмоционально разрядиться после серьезной работы, а с другой стороны - метафорически представить выбранную специальность и себя как специалиста.

 В завершение тренингового занятия проводится обсуждение, в процессе которого подросткам предлагается создать и написать свою формулу выбора профессионального пути (для 9 классов) и выбора ВУЗа (для 10 класса).

Для определения результативности тренинга нами был проведен контрольный опрос участников. Полученные данные говорят о том, что после тренинга

  1. Учащиеся оценивают собственный уровень информированности при выборе профессии следующим образом: 51% - как недостаточный (средний); 40% - высокий; 9% - низкий. Собственную определенность в профессии учащиеся оценивают, как:

28% - не определились с выбором профессии, 28% - отметили, что определились с выбором и 44% - говорят об альтернативном выборе из 2-3 профессии.

  Эффективность тренинга выражается в расширении спектра факторов, которые учитываются подростками при выборе профессии, а также в повышеннии уровня их информированности и определенности в вопросе профориентации. (Диаграмма 1)

  

 Диаграмма 1. Соотношение показателей информированности и определенности участников тренинга в области профориентации. (1 – информированность до тренинга; 2 – информированность после тренинга; 3 – определенность до тренинга; 4 – определенность после тренинга).

 По результатам анализа проведенной работы были выявлены некоторые важные моменты, на которые необходимо обратить внимание в ходе тренинговых занятий :

 Во-первых, следует отметить трудности контролирования большой группы участников. Для работы с большой группой подростков требуется несколько ведущих, так как работа строится на интенсивном взаимодействии участников и ведущих, поэтому в группе 25 учеников должно быть не менее двух, а лучше, трех ведущих и у каждого из них должна быть четко прописанная роль.

 Во-вторых, в ходе мозгового штурма при  определении факторов, влияющих на выбор профессии, участники далеко не сразу называют фактор «личностных качеств». Поэтому задача ведущих состоит в том, чтобы направить мысли участников в этом направлении.

 В-третьих, выбор формы заключительного этапа - создание коллажа на тему профессии - оказался особенно эффективным, и не только в плане отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения участников группы. Такая работа оказалась весьма диагностичной: она позволила выделить группу участников, у которой сформировался «образ Я в профессии», и группа участников с еще не сформированным, нечетким образом и, следовательно, нуждающихся в дальнейшей индивидуальной профориентационной помощи.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                                                                                                       «Взаимодействие центра «Радинец» с дошкольными учреждениями округа»                                                              

Коллегия Северо-Восточного окружного управления образования г. Москвы

19 марта 2009 г.

Выступающий: Никулина Л.Л., директор ГОУ ЦПМСС «Радинец»

 

  1. За последние годы развития психологической службы округа сложилась система взаимодействия 11 психологических центров по распределению детей между собой в зависимости как от места жительства ребенка, так и  специфических возможностей  центров. Например, в случае необходимости  дети с ограниченными возможностями, обратившиеся за помощью  в наш  центр по месту жительства, направляются в центр «На Королева» для организации домашнего  визитирования или дистантного обучения, а в центр «Участие» - для оказания специальной, порой уникальной  коррекционной и реабилитационной помощи.  Дети раннего возраста направляются на коррекцию – в центр «Феникс» или «Открытый мир». Получая необходимую качественную психолого-педагогическую или медицинскую помощь своему ребенку, родители в то же время оказываются перед проблемой – «дальней дороги», трудно переносимой детьми и вызывающей особые затруднения у детей из дошкольных образовательных учреждений -  в связи с их ограниченными временными возможностями посещать центры.
  2. Проблема эта решается на уровне взаимодействия центра с Отделом дошкольного образования и методическим центром округа, с медицинскими и другими учреждениями и органами (ООП, например), и прежде всего на основе договорных отношений  с Дошкольными образовательными учреждениями.
  3. В настоящее время 11 центров имеют договорные отношения с 88 ДОУ.
  4. В нашем центре сегодня на постоянной коррекции находятся 340 дошкольников (что составляет 60% контингента, в среднем за год – обсуживаем 650 дошкольников из 1050), 134 из них – пришли к нам по направлениям из 35 ДОУ, договорные отношения у нас установлены с 14-ю учреждениями. Раньше таких договоров было больше, но с появлением в соседних районах центров «Родник» и «Участие» их количество уменьшилось. Данное явление надо оценить как положительное, потому что, во-первых, решается проблема «шаговой доступности» необходимой помощи дошкольникам, во-вторых, повышается качественный уровень оказываемой центром помощи. Нужно отметить и тот факт, что за последние годы значительно повысился психолого-педагогический потенциал самих дошкольных учреждений. Сейчас нет детского сада, где не было бы психолога, логопеда и дефектолога. Среди учреждений есть корифеи дошкольного воспитания, обладающие огромным потенциалом для работы с трудными детьми, имеющие высококлассных специалистов, которые не только делятся   своим опытом и на которых равняются коллеги, но и определяют стратегию развития дошкольного образования для детей с особыми нуждами. (Могу назвать такие учреждения, с которыми мы сотрудничали когда-то или сотрудничаем сегодня, – это д/у №№ 980, 1822, 1818, 1707, 1746)
  5. Целью наших договорных отношений является объединение усилий и имеющихся у нас ресурсов по организации совместной работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  1. Приоритетными направлениями нашей совместной деятельности являются следующие:

 

Прежде всего – это адресная квалифицированная  помощь  ребенку с ОВЗ.

  • По запросу ДОУ такие специалисты центра, как врач-психиатр, клинический психолог, логопед или дефектолог – проводят комплексную диагностику ребенка и консультирование родителей, педагогов и  воспитателей  по вопросам развития детей, школьной готовности старших дошкольников, определения образовательного маршрута детей с трудностями развития и поведения.
  • В случае необходимости проводят коррекционные и развивающие занятия: как индивидуальные, так и групповые, по психологической готовности к школе (на первом месте), по формированию коммуникативных навыков, по развитию эмоционально-волевой сферы, по лого-, психо-  и дефектологической коррекции, по развитию и коррекции  детско-родительских отношений.
  • На совместных педагогических советах специалистами центра и ДОУ определяются пути сотрудничества, решаются задачи конкретной адресной помощи ребенку, порой оперативной помощи,  совместно обсуждается и планируeтся индивидуальный образовательный маршрута ребенка.
  • Врачи центра постоянно, а другие специалисты в случае необходимости, участвуют в окружных комиссиях по комплектованию специализированных групп ДОУ. Так, в прошлом году специалистами центра было осмотрено 339 детей. По результатам обследования: 179 детей – были направлены  в логопедические группы, 31 – в общие группы садов, 69 –  на консультирование и под наблюдение  участкового психиатра, 13 – рекомендовано пройти ОМПК (ЗПР, УО),

     47 – рекомендованы дополнительные коррекционные  занятия.

 *   Одной их сложных проблем, за решением которой к нам обращаются ДОУ, является пребывание нестандартного ребенка в общей группе массового д/сада. Такие проблемы решаются на уровне межведомственного взаимодействия как с окружной медико-педагогической комиссией, так и с органами здравоохранения. Совместными усилиями  определяем наиболее подходящий образовательный маршрут для таких детей.

 

* Другое важное направление совместной деятельности  – методическое обеспечение образовательного процесса. 

Совместно с Отделом дошкольного образования и с Методическим центром округа  для специалистов ДОУ на  базе центра проводятся постоянно действующие семинары: «Формирование развивающей среды по методу М.Монтессори», «Домашний детский сад»,  «Метод музыкального движения как средство формирования личности ребенка» и другие.

  • Специалистам ДОУ, прежде всего  психологам, оказываем методическую помощь, в трудных случаях осуществляем супервизию, предоставляем возможность познакомиться с учебно-методической базой центра, помогаем в овладении диагностическими методиками и коррекционными  методами работы с детьми, в том числе по работе с детьми с ОВЗ, по изучению и использованию психокоррекционных возможностей той или иной дисциплины.

 

*  Работа с родителями – особая забота центра и важнейшее направление совместной деятельности.

 

  • Один из видов помощи родителям - юридическое консультирование  по защите прав ребенка. Больше всего обращений связано с оформлением опекунства, с защитой прав ребенка в ситуации развода родителей, по определению и выбору формы обучения детей, имеющих проблемы развития. В прошлом году, совместно с Дошкольным отделом, наш юрист  консультировала многодетные семьи - по вопросам открытия семейных детских садов. Семья Степановых была первой из 15 многодетных семей, состоящих у нас на учете.
  • Специалисты центра участвуют в родительских собраниях ДОУ – с целью привлечения внимания родителей к проблемам ребенка и определению способов их решения. С этой же целью в центре организован постоянно действующий родительский клуб «Особая семья», родившийся когда-то из целевого клуба опекунов, а в настоящее время открытый для всех родителей. В этом клубе в доверительной беседе специалистами центра формируется психолого-педагогическая компетентность родителей. Родители в свою очередь находят помощь и поддержку, делясь опытом и информацией друг с другом. Благодаря такому неформальному общению, удалось убедить двух мам в том, чтобы они оформили инвалидность своим детям,  имеющим инвалидизирующие заболевания.
  • Привлечение и сплочение родителей происходит и через организацию совместных досуговых мероприятий. Мы имеем опыт такой работы не только со школами, например с интернатом №5, со школой №309, но также с ДОУ №1431: проводим совместные праздничные и тематические концерты, вместе провожаем «Масленицу». Участвуем вместе с ДОУ района в мероприятиях, организуемых и Управой  «Бабушкинская» – например,  «День Дошкольника» и «День города», или фестиваль творчества детских коллективов района. 

  Несколько слов о дошкольниках, не посещающих ДОУ.

  1. Неорганизованные дошкольники, в том числе и прежде всего  дети с ОВЗ, хотя и не посещают детские сады, но вовлекаются в общую образовательную среду округа благодаря работе с ними психологических центров, которые оказывают детям необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь: это и комплексное обследование и консультирование ,  логопедическая, дефектологическая и психологическая коррекция, и домашнее визитирование; и социализация в группах кратковременного пребывания, другая абилитационная и реабилитационная помощь.

Таким образом, расширяется образовательное пространство для детей дошкольного возраста.

 

  • Сегодня наши взаимоотношения с ДОУ складываются в индивидуальном порядке. По запросу учреждения формируются конкретные взаимоотношения. Но если есть общие вопросы, задачи общего характера, то они более эффективно будут решаться на уровне целостного системного подхода, как, например, некогда по запросу отдела дошкольного образования округа наш центр провел исследование проблемы организации групп кратковременного пребывания для детей с особыми нуждами.  
  • Проблемы, конечно, есть. Они возникают и решаются в рабочем порядке. И их более успешное и эффективное  решение зависит от сплоченности  всех заинтересованных сторон.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Окружная конференция, апрель 2008 г. – по межведомственному взаимодействию в решении проблем ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

ЦПМСС «Радинец» СВОУО ДО г. Москвы

Никулина Л.Л., директор.

 

«Пути и средства формирования семейной культуры, восстановления и коррекции функций семьи проблемного ребенка в социо-культурном пространстве»

         

Работа с семьей – неотъемлемая часть нашей деятельности, интегрированная во все ее направления, обеспечивающая эффективную помощь нуждающимся детям в образовательном пространстве округа.

Роль семьи в обществе такова, что она все еще остается единственным социальным институтом, воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Сохранить целостность личности в кризисной, трудной жизненной ситуации всегда помогала традиционная семейная культура. Поэтому одна из главнейших наших задач в работе с семьей – развитие и укрепление семейной культуры как основы здоровья ребенка.

Современные молодые семьи, оказавшись в жестких кризисных социальных условиях и потому утративших во многом традиции семейного воспитания, остро нуждаются в психолого-педагогическом просвещении и обучении насущным вопросам родительской педагогики, нуждаются в восстановлении воспитательной функции семьи.

Мы работаем как раз с такими семьями, которые оказываются в еще более острых кризисных ситуациях, связанных с воспитанием проблемного ребенка, с разводом родителей, с лишением родителей прав и установлением опекунства, когда для решения  детских проблем требуется вмешательство специалистов различных ведомств и учреждений.

  1. Такая  серьезная проблема, как  позднее выявление проблемных семей,  может быть успешнее решена на уровне межведомственного взаимодействия. Еще не все методы и способы взаимодействия использованы нами. Тем не менее, на основе договоров и по запросу,  центр сотрудничает не только с образовательными учреждениями округа, но и с другими организациями, занимающимися проблемами детей - с органами опеки и попечительства, с КДН, с Управами, поликлиниками и больницами, с судами. На основе межведомственного информационного обмена создается база данных по выявлению семей группы риска и определению  форм помощи семье. В структуре взаимодействия центр оказывает диагностическую и консультационную помощь семьям, находящимся на учете в КДН и в органах опеки и попечительства. В последнее время плодотворным было взаимодействие центра с Управлением социальной защиты населения, с Управой и муниципалитетом Бабушкинского района. Проведенные в течение двух последних лет  совместные конференции, семинары и встречи с родительской общественностью, круглые столы, позволили нам оказать своевременную информационную поддержку родителям по различным вопросам семейного права. Такая  помощь способствует укреплению воспитательных функций семьи, которая, чувствуя поддержку с нашей стороны и со стороны социума, более уверенна в своей стабильности, в своих силах воспитывать и растить ребенка.

 

За семь лет работы мы убедились, что успешное решение задач коррекции, развития и социализации проблемного ребенка невозможно без тесного взаимодействия специалистов с родителями.

(новый тип образовательного учреждения; около 50 в городе, 9 в округе, 2 открываются, планируются в каждом районе)

Гибкая структура ПМС-центра и принцип «открытых дверей» для родителей позволяют нам  найти эффективные подходы, методы и формы работы с семьей - по развитию и укреплению ее воспитательных функций,  по повышению уровня педагогической компетенции родителей. 

  1. Помимо просветительской работы в таких традиционных формах, как родительский университет, мамина школа, тематические лекции и семинары, мы активно привлекаем родителей при реализации основных направлений работы с ребенком. В процессе диагностики  и оказания коррекционной помощи  ребенку специалисты обучают родителей навыкам адекватного общения и педагогической работы с ребенком. Например:

 1.1. Для семей, имеющих детей дошкольного возраста, психологами разработана программа по обучению родителей взаимодействию с детьми через игру в детско-родительских группах (более ста тридцати семей, имеющих детей раннего возраста, прошли через эти группы за последние три года).

1.2. Программа «Кукольный театр», комплексно решающая ряд коррекционно-развивающих задач, предполагает обязательное участие родителей как партнеров своих детей, а значит, они учатся взаимопониманию и взаимодействию.

1.3. Учителя-дефектологи и психологи, работающие по методу М.Монтессори, обучают и оказывают консультативную помощь родителям в грамотном формировании предметно-развивающей среды в домашних условиях.

  1. 2. Свою историю и специфику имеет в нашем центре семейно-клубная работа - как важнейшее явление самоорганизации родительской общественности.

В результате исследовательской деятельности по изучению типологии семьи, у нас родились две программы, которые мы назвали «Клуб «Особая семья» и «Клуб опекунов».

  • В процессе исследования проблемы обучения детей-инвалидов в системе массовых детских садов округа – в группах кратковременного пребывания - у нас родился «Клуб «Особая семья». В рамках его работы, нами были опрошены методом анкетирования 53 семьи. Анализ показал, что родители, будучи погруженными в сиюминутные проблемы своих детей, порой не видят жизненных перспектив, будущего своего ребенка – где он будет учиться, сможет ли он полноценно социализироваться, получить образование, стать самостоятельным. А Если дети видят мир глазами своих родителей, то каково же психологическое состояние самих детей? На первом плане перед нами оказалась задача – поднять  дух родителей, вселить в них уверенность в своих силах, дав им определенные знания по поводу возможностей обучения и реабилитации их детей. На наше предложение прийти на беседу откликнулись 19 семей, 15 из них приходили в течение года на консультации к специалистам; получали информационную и юридическую поддержку, психологическую помощь по установлению благоприятного семейного климата, по улучшению и гармонизации внутрисемейных отношений.  В настоящее время в  округе работает центр лечебной педагогики «На Королева», совместно с которым мы помогаем детям-инвалидам решать задачи их обучения, в том числе дистанционного, получения полноценного образования.
  • Вдохновившись успехом работы клуба «Особая семья», мы решили повторить этот опыт с опекунскими семьями. Через органы опеки и попечительства муниципалитетов «Бабушкинский» и «Лосиноостровский» мы распространили 57 писем-приглашений опекунам с предложением обратиться к нам в случае необходимости за помощью. На письма откликнулось более 20-ти семей. Некоторые из них ограничились телефонными консультациями, а 15 семей пришли на прием к психологам, врачам, дефектологам. Обобщив причины их жалоб, мы разработали программу лектория с тематикой «по актуальным проблемам опекунов». Лекторий был целевым, краткосрочным, но некоторые дети до сих пор посещают коррекционные занятия, а опекуны активно обращаются за педагогическими и юридическими консультациями. Имея в виду специфические проблемы опекунских семей, отмечаем положительный эффект работы с ними именно при длительном их сопровождении.

В дальнейшем клубное общение привело к расширению круга общих интересов родителей, и они стали инициаторами и организаторами других клубных программ, таких как:

2.1«Папа и я» (выставки работ на ежегодной конференции «Независимая жизнь детей с ограниченными возможностями»).

2.2 «Моя история» (генеалогическое древо, семейные посиделки, праздник именин)

2.3 «Я – шахматный король» (в настоящее время – серьезная программа по развитию одаренности)

 

  1. 3. Досуговой работе мы придаем важнейшее значение: интеграция основной и досуговой деятельности открывает большие возможности в работе с семьей. (Наш центр можно назвать и досуговым центром). С одной стороны, досуг выполняет коррекционно-реабилитационную и воспитательную функции: приобретенные на занятиях навыки и умения - дети могут реализовать - в концертной, выставочной и театральной деятельности (более 200-дипломов, грамот). С другой стороны, не менее важным является то, что досуг детей, организованный совместно с родителями, повышает воспитательные функции семьи, оказывает эффективное воздействие на развитие и укрепление внутрисемейных отношений, семейных традиций.

Ряд  досуговых мероприятий и программ стали традиционными в нашем центре.

  • Это, например, программа «Играем вместе», в рамках которой дети с разными возможностями здоровья и развития  совместно участвуют в  праздниках, концертах, выставках, конкурсах. Неоднократно дети становились лауреатами такого престижного фестиваля (для детей с ограниченными возможностями), как «Надежда».
  • Это и «Театр танца и импровизации», созданный педагогом-психологом Князевой Т.С., канд. психол.наук. Метод музыкального движения, лежащий в основе психологических тренингов, используется педагогом как метод арт-терапии и позволяет достичь не только положительных результатов в психокоррекционной работе, но и раскрывает творческий потенциал ребенка, реализуемый в театральной деятельности. Искусство – средство единения людей, и  воспитание ребенка средствами прекрасного, т.е. искусства, возможно только тогда, когда взрослые (в данном случае родители и педагоги) сами переживают его как личностно значимое для себя. Поэтому театральные постановки и концерты организуются совместно с родителями и педагогами – которые являются и декораторами, и костюмерами, и звукооператорами, и даже актерами - наряду с детьми.  30 мая в центре будет традиционно проведен праздничный концерт, посвященный Дню защиты детей, в котором дети примут участие совместно со своими родителями и педагогами.

    3.3. Формированию семейных традиций способствуют семейные    экскурсии. В этом году около  100  семей посетили  праздничные гулянья на Масленицу в Коломенском, а в Кузьминках – резиденцию Деда Мороза; выезжали на Рождественский фестиваль театрального детского творчества,  в  музей музыкальной культуры и музей гармошки; в конце мая состоится семейный выезд на экскурсию в Архангельское  (садово-парковая усадебная культура).

  • Значительным, весомым фактором повышения семейной культуры является наша библиотека – как источник специальных знаний и духовных ценностей, как место общих семейных интересов. Сегодня наш фонд насчитывает более 4 тысяч единиц (специальной, детской художественной,   + аудио- и видеотека - ок. 100 ед.). 135 абонентов, в том числе 45 семей. Постоянно действующие книжные выставки для детей и родителей – неоценимый вклад в дело просвещения и повышения уровня семейной культуры (44 выставки).
  • Традиционными стали и музыкально-литературные семейные гостиные. Последняя гостиная 15 мая  была посвящена Международному дню семьи.

Досуговая деятельность позволяет ребенку, несмотря на имеющиеся у него ограничения со стороны здоровья и развития, реализовать себя в различных сферах детского творчества. А когда эта творческая деятельность проводится вместе с родителями, тогда и гармонизируется внутрисемейная атмосфера, закладываются семейные традиции.

Не секрет, что для проблемных детей многие двери для получения дополнительного образования закрыты, но они имеют право на развитие, право на приобщение к человеческому опыту в сфере творчества.   Поэтому мы не только предоставляем детям возможность в процессе занятий овладевать навыками рисования, лепки, игры на доступных им инструментах, но в следующем году, который объявлен «Годом равных возможностей», ставим перед собой задачу по расширению взаимодействия с различными организациями и учреждениями культуры с целью приобщения детей и их семей к человеческим  культурным ценностям и традициям, многовековому положительному опыту, что  как нельзя лучше будет способствовать сохранению и укреплению семейной культуры.

  1.   Двери нашего центра открыты для взаимодействия со всеми, кто заинтересован в укреплении семьи как основного социального института, в сохранении лучших традиций семейного воспитания, в развитии и укреплении семейной культуры ради наших детей, нашего будущего.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Социальное партнерство в процессе психолого-педагогического

и медико-социального сопровождения.

Доклад на коллегии по межведомственному взаимодействию учреждений, организаций и органов управления СВАО г. Москвы по охране детства. 22 марта  2008 г. 

Л.Л. Никулина, директор ГОУ ЦПМСС «Радинец»

 

C-1.  Центры психолого-медико-социального сопровождения, как и центры других видов, работают с социумом, поэтому без социальных партнеров не могут  оказать полноценную помощь нуждающимся в этом  детям и семьям.

С-14 Нашими социальными партнерами прежде всего являются   территориальные органы управления, органы опеки и попечительства,  комиссии по делам несовершеннолетних, медицинские учреждения, органы социальной защиты и общественные организации, органы внутренних дел, суды и прокуратура, вузы и НИИ, другие ведомства.   

 В  установлении контактов, определении путей и средств межведомственного взаимодействия  нам помогает участие в совместных мероприятиях, таких как: конференции, круглые столы, рабочие совещания, комиссии и консилиумы. 

 В  наш центр за помощью обращаются семьи,   которые оказываются  в  сложных  жизненных  ситуациях.  Среди них семьи и дети,  пережившие насилие, испытавшие психические и физические травмы,  дезадаптированные,    дети, отказавшиеся посещать школу или с  тяжелыми заболеваниями.

Оказать эффективное психолого-педагогическое и  медико-социальное  сопровождение таким семьям можно только при межведомственном и междисциплинарном взаимодействии. Система такого взаимодействия  находится в развитии  и включает в себя службы не только районного или окружного,  но и городского уровня. 

С-17  Более тесное, систематическое и четко спланированное сотрудничество у нашего центра сложилось с  учреждениями и   организациями     «Бабушкинского» района, поскольку он  расположен на его территории.

  1. Вот уже 15 лет  Управа «Бабушкинская» проводит ежегодную районную  конференцию «Независимая жизнь детей с ограниченными возможностями», в рамках этой конференции специалисты нашего центра в течение последних 7 лет проводят научно-практические семинары, круглые столы, мастер-классы как для специалистов, так и для родительской общественности округа.      Конференция по своему содержанию давно имеет  характер окружного мероприятия   и реально способствует развитию взаимоотношений различных ведомств  района и округа, выстраивает систему их  взаимодействия, благодаря чему определились  многие  направления  научного и практического сотрудничества нашего  центра с  такими учреждениями,  как районные детские поликлиники, городская больница № 20, Центр планирования семьи и репродукции № 3, Педагогическая  академия  последипломного образования, ООП и КДН района, ОВД и Бабушкинский суд и другими организациями.  

С-2  Важнейшем звеном в системе взаимодействия являются медицинские учреждения. Прежде всего это Психо-невродиспансеры и детские городские больницы  № 21 и  № 6,  куда дети направляются нами для  решения вопросов лечения и медицинской реабилитации, оформления инвалидности,  направления на  санаторно-курортное лечение, для проведения комплексного медицинского обследования с целью постановки правильного диагноза и определения образовательного маршрута ребенка.   

С-3 За последние три года только наш центр направил в данные учреждения 272 ребенка. За этот период через комиссию центра   по комплектованию спец. групп детских садов и классов КРО прошли 1325 детей, 2% из них были даны рекомендации  обратиться в  6 психоневрологическую больницу, 21%  -  в  ПНД. Наша совместная  работа позволяет получить ребенку своевременное  лечение, на ранних стадиях нарушения, когда помощь может быть боле эффективной.

 С-4 Сотрудничество  с 6 детской психоневрологической больницей и с РМАПО (в частности с кафедрой детской психиатрии)  оказывает также  содействие  в поддержке профессионального уровня  наших врачей, психологов и других специалистов, которые систематически проходят стажировки и курсы повышения квалификации на их базе, овладевают современными методами клинической психологической, медицинской  коррекции, лечения и ребилитации.

С-5   По  соглашению с руководством 20 городской  больницы, мы совместно решаем вопросы по госпитализации и оказанию экстренной психологической помощи подросткам (от 14 лет), оказавшимся в кризисных ситуациях (в том числе  с угрозой суицида),  переживших психическую  и  физическую  травмы. 

 С-6 Первостепенное значение имеет для нас  взаимодействие с территориальными органами управления и социальной защиты населения,  при общих усилиях с которыми  мы успешнее решаем такую   серьезную задачу, как  раннее выявление проблемных семей. На основе  информационного обмена создается база данных по  выявлению семей группы риска и определению  форм помощи им. 

С-18  Так,  в  течение двух последних лет  в нашем центре  по запросу различных ведомств  комплексное обследование прошло  413 семей, среди которых были определены семьи  зоны  риска: среди них выявлено  неполных семей  – 61%, многодетных – 21%, опекунских – 5%, имеющих детей с особыми нуждами – 13%.  Этим семьям  была предложена  помощь различного характера, а  проведенные  для них  совместные встречи, собрания и круглые столы - послужили им своевременной информационной  поддержкой. Эти семьи, чувствуя  помощь с нашей  стороны и со стороны социума, становятся более  уверенными  в своей стабильности,  в своих силах воспитывать и растить ребенка.

 С-7  Специалисты нашего  центра  регулярно принимают участие в заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних  «Бабушкинского» и «Лосиноостровского» районов.  Психологи центра, врачи  и юрист по запросу районных органов опеки и попечительства  принимают семьи по вопросам лишения родительских прав, определения порядка общения с детьми, определения места проживания ребенка, по проблемам безнадзорности и беспризорности,  определения  детей в школу. Так,  например,  в начале этого учебного года, при взаимодействии  центра  с ООП, с детской 126 поликлиникой  и  соседней школой,  удалось вернуть в образовательное учреждение двух детей, отказавшихся ранее посещать школу. 

С-8  В 2005 году по запросу  ООП  двух   районов  у нас появился «клуб опекунов». Исследовав проблемы опекунских семей, специалисты центра составили программу, направленную на  повышение психолого-педагогической компетенции «новых» родителей. Через клуб прошли 57 семей, многие из них впоследствии обратились за консультацией к психологу  и  врачу,  к юристу. 9 семей в настоящее время остаются  в нашем центре на комплексном сопровождении.

С-10  В  течение прошедшего года центры округа   во взаимодействии с  отделениями «Помощи семье и детям», входящими в структуру ЦСО, оказали комплексную помощь многим семьям, состоящим на учете в различных ведомствах как неблагополучные,  в результате  работы специалистов центров округа 21 семья была снята с учета

С-11 Дети из этих семей  систематически получают такую адресную  помощь со стороны центров, как направление   на курортно-санаторное лечение и путевки  в зимние и летние оздоровительные  лагеря (около  20 детей только  при нашем содействии  получили такие путевки, а по округу в целом цифра внушительная).

 С-12  Особый характер имеет  взаимодействие всех центров округа с такими ведомствами, как ОВД, суды, прокуратура. Специалисты центров представляют интересы ребенка как в гражданском, так и в уголовном судах, оказывают детям психологическую поддержку в кризисной ситуации, иногда связанной с преступлениями особой жестокости. Одна из самых часто встречаемых проблем в практике  взаимодействия – это семья в ситуации развода. По запросу судов и других ведомств в центре проводится комплексное обследование семьи, составляется  заключение по состоянию эмоционального статуса ребенка, даются  рекомендации по определению его места жительства  и порядку общения с родителями.

С-13   Для детей такая ситуация является критической, способной поломать их судьбу, поэтому  специалисты всегда принимают решения, исходя из интересов ребенка, соблюдая приоритет его прав, используют такие  психолого-педагогические  методы коррекции и поддержки,  которые предотвращают психологические травмы и жестокое обращение с ребенком  в семье.

В прошлом году такую психолого-педагогическую и юридическую  помощь в нашем центре получили  12 детей и 10 семей.. 

С-15 Наш опыт показывает, что сложившаяся система межведомственного и междисциплинарного взаимодействия дает возможность целостного видения проблем ребенка и семьи и  обеспечивает  комплексное единство принимаемых мер при оказании  необходимой помощи.

С-16  Наше учреждение в этой системе – является перекрестком, в центре которого находится ребенок и  на котором сходятся пути всех заинтересованных сторон в решении его проблем, и наша общая задача найти более оптимальные пути взаимодействия и  помочь ребенку  быть счастливым!   

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                                                                                                                                         Тезисы к докладу

«ЦПМСС «Радинец» - центр семейной культуры»

Круглый стол в рамках Международной декады инвалидов:

«Оказание помощи детям  с ограниченными возможностями здоровья».

10.12.2007 г. Управа Бабушкинская., г. Москва.

 Выступающий: Никулина Л.Л., директор ГОУ ЦПМСС «Радинец».

 

  1. ЦПМСС «Радинец» был открыт в 2001 г. как центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи нуждающимся детям - и явился идейным преемником таких центров-первопроходцев,  как ЦПМСС «Северо-Восток», которые в  90-х г.г. появились как спасательные круги для семей, терпящих бедствие в условиях тотального общественного кризиса: от краха идеалов – до экономической нестабильности.
  2. ПМС-центр – новый тип образовательного учреждения, комплексно решающего проблемы ребенка силами  таких специалистов, как врачи и педагоги. В нашем центре  психолого-педагогическую и медико-социальную помощь  оказывают: психологи, логопеды, дефектологи, врачи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования. Кроме того, информационную и юридическую  поддержку оказывают информационная служба и юрист.
  3. Гибкая структура учреждения  позволяет разработать для ребенка индивидуальный образовательный маршрут,  реализовать индивидуальный  подход в обучении  и личностно-ориентированные коррекционные и развивающие программы (в большинстве своем авторские) -  для более эффективной помощи ребенку.
  4. Контингент – дети от 3-х до 18 лет, приоритетное направление –  профилактика и коррекция социальной и школьной дезадаптации. Основной контингент – дошкольники и младшие школьники, реже дети более старшего возраста. Родители приходят не только с целью получить консультацию по вопросам развития и поведения ребенка, но и приводят детей  на коррекционные и развивающие, групповые и индивидуальные занятия.
  5. За прошедший учебный год за помощью в центр обратилось 1156 детей; семейное консультирование прошли 535 семей, значительная часть  из которых относится к группе риска (неполные, многодетные, имеющие детей с особыми нуждами, опекунские семьи). Через ПМПК центра за год прошло 1100 детей.
  1. Центр тесно сотрудничает с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детей, и выполняет социальный заказ на основе Договоров: ДОУ -  , СОШ -  , вузы -   , муниципалитеты 4-х районов (Б., С и Ю.М, Л.), органы опеки и попечительства, КДН.
  2. Таким образом, центр является перекрестком, на котором сходятся пути всех участников воспитательно-образовательного процесса:  родителей – специалистов центра – специалистов смежных учреждений – и в центре этого перекрестка – ребенок. Все двери нашего учреждения открыты для всех заинтересованных сторон, прежде всего для родителей.
  3. «Открытые двери»  –  это основной принцип, определяющий  наш центр как центр семейной культуры. Успешное решение проблем ребенка невозможно   без взаимодействия  специалистов с родителями, без эффективного включения родителей в процесс коррекции, реабилитации и развития.
  4. Уровень семейной культуры, как системы семейного воспитания, в настоящее время довольно низок. Это определяется кризисом современной семьи, вызванным всем известными социально-экономическими и другими  причинами. Поэтому одна из задач нашего центра – развитие и укрепление семейной культуры как основы здоровья ребенка путем  повышения уровня  психолого-педагогической компетенции родителей.
  5. Каковы пути решения этой задачи?
  • Хорошо известны и распространены такие формы работы с родителями, как «Родительские школы, университеты, лектории, семинары, досуговые клубы».  В нашей практике, при организации просветительского лектория, мы столкнулись с такой проблемой, как низкая мотивация родителей, несформированность запроса. (Мы хотели развивать в них то, что не было в них заложено).
  • В поисках эффективного пути, стали   привлекать родителей к взаимодействию   в рамках образовательной деятельности: наряду с традиционными формами  консультации психологов, логопедов, дефектологов, врача,  а также  родительских собраний по общим вопросам или по обучению навыкам работы с ребенком дома (часто практикуют логопеды),  были разработаны специальные программы, направленные на повышение  родительской компетенции, в частности, открыты  детско-родительские группы по обучению взаимодействию через игру, в форме тренингов; а также  обучение и помощь родителям в  создании предметно-развивающей среды по методу М.Монтессори – в домашних условиях.
  • Из исследовательской деятельности по изучению типологии семей родились две программы, которые мы назвали «Клуб «Особая семья» и «Клуб опекунов».
  • В 2004 году нами было проведено исследование проблемы обучения детей-инвалидов в системе массовых детских садов – в группах кратковременного пребывания. Нами были опрошены методом анкетирования 53 семьи. Анализ показал, что родители, будучи погруженными в сиюминутные проблемы своих детей, порой не думают и не видят жизненных перспектив, будущего своего ребенка – где он будет учиться, сможет ли он полноценно социализироваться, получить специальность, стать самостоятельным. Если дети видят мир глазами своих родителей, то каково же их психологическое состояние? Очевидно, что на первом плане оказалась задача работы с родителями – надо было поднять их дух, вселить в них уверенность,  дав им определенные знания по поводу возможностей обучения, реабилитации их детей. На наше предложение прийти на беседу откликнулись 19 семей, 15 из них приходили в течение года на консультации к психологам, врачу; получали информационную и юридическую поддержку, психологическую помощь по установлению благоприятного семейного климата, по улучшению и гармонизации внутрисемейных отношений. Клубные «посиделки» по конкретным проблемам превратились в клуб «Папа и я» - в течение двух лет один из отцов, мастер резьбы по дереву, обучал этому искусству детей-инвалидов и их родителей. Дважды их работы выставлялись на ежегодной конференции «Независимая жизнь детей с ограниченными возможностями», проводимой Управой «Бабушкинская».
  • Вдохновившись успехом работы клуба, решили повторить этот опыт с опекунскими семьями. Через органы опеки и попечительства муниципалитета «Бабушкинский», мы распространили 57 писем-приглашений опекунам с предложением обратиться к нам за помощью, если есть необходимость. На письма откликнулось более 20-ти семей. Некоторые из них ограничились телефонными звонками, а 15 семей пришли на консультации к психологам, врачам. Обобщив причины их жалоб, мы разработали программу лектория с тематикой «по проблемам», в котором приняли участие  врач-психиатр, психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог. Некоторые из семей примкнули к клубу «Папа и я». Лекторий был целевым, краткосрочным, но некоторые дети (4)  до сих пор посещают коррекционные занятия с психологом, а семьи активно обращаются за юридическими консультациями. Имея в виду специфические проблемы опекунских семей, отмечаем положительный эффект именно при длительном патронировании специалистами таких семей (многие проблемы не решаются разовыми консультациями, необходимо их длительное сопровождение).
  • Значительным, весомым фактором повышения семейной культуры является наша библиотека – источник духовных ценностей и научных знаний. Фонд сегодня насчитывает 4150 единиц: в том числе научно-педагогической и методической литературы – 1052, специальных журналов и брошюр – 385, научно-популярной и художественной – 1395 единиц. + видео- и аудиотека – 67 кассет (в том числе познавательные и просветительские). Абонентами библиотеки являются 122 человека, в том числе: 35 детей, 31 родитель, 72 специалиста (в том числе из других организаций – управы, методцентра, ДОУ). Проведено 26 тематических выставок: 9 – для детей, 5 – для родителей, 12 – для специалистов (экспонировано 684 книги). Деятельность библиотеки вносит неоценимый вклад в дело просвещения.
  • Наиболее полно раскрывается потенциал творческого взаимодействия всех участников воспитательного процесса –  на стыке образовательной и досуговой деятельности: умения и навыки, полученные на занятиях, дети реализуют в таких мероприятиях, как праздники, концерты, выставки, конкурсы. И во всех  мероприятиях активно участвуют взрослые – и родители, и педагоги. За пять лет Центр и воспитанники были награждены множеством дипломов, грамот. Самым престижными для нас являются награды фестиваля «Надежда», проводимого Департаментом образования для детей разнопрофильных учреждений Москвы и отделом социальной защиты северо-восточного управления образования.
  • В тесном взаимодействии с управой «Бабушкинская», коллектив центра (и дети, и взрослые) ежегодно участвует в таких уже ставших традиционными мероприятиях, как «День города», День дошкольника», конференция «Независимая жизнь детей с ограниченными возможностями».
  • В целях реализации постановления Правительства Москвы «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве», центр планирует оказывать дошкольным учреждениям округа содействие в организации консультационных пунктов для родителей, которые тоже должны внести вклад в развитие семейной культуры.
  • Деятельность центра, в целом  направленная на решение  проблем развития и поведения детей и подростков, на  коррекцию и профилактику социальной  дезадаптации и  безнадзорности, способствует укреплению статуса семmb, дает ей опору и надежду на лучшее. Приглашаем Вас  к сотрудничеству, к созданию совместных программ по оказанию помощи детям и их семьям.    
  • Двери нашего центра открыты для тесного взаимодействия со всеми, кто заинтересован  в укреплении семьи как основного социального института, в сохранении лучших традиций семейного воспитания, в развитии и укреплении семейной культуры ради  наших детей, нашего будущего.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Взаимодействие ЦПМСС с образовательными учреждениями округа

по психологической  подготовке к ЕГЭ учащихся  «группы риска».

Для получения большей информации пройдите по ссылке https://yadi.sk/i/8ISztvFR3MX3XF